специальный проект
«Мемы в интернете — вызов для сценариста»

Иван Петухов

Иван Петухов — автор сценариев рекламы и кино, режиссер, креативный продюсер. Начинал карьеру в роли копирайтера в рекламном агентстве. В 2013 году, выиграв международный конкурс сценариев Jameson First Shot, снял короткометражный фильм «Подарок» с Умой Турман в главной роли и Кевином Спейси в качестве продюсера.

Сегодня за его плечами собственные короткометражные фильмы «Нет» и «Подвиг», работа в инновационных проектах кинокомпании Bazelevs, сценарии полнометражных фильмов и несколько веб-сериалов. Один из последних проектов Ивана — screenlife-сериал «Алиса», снятый для спецпроекта Medialab Яндекс.Такси.

Иван рассказывает о том, как ему удается совмещать столько профессий, откуда берутся идеи и как кино «глазами смартфона» гуманизирует интернет-пространство.

Вы и копирайтер, и режиссер, и сценарист — как совмещать столько ролей?

На самом деле это все одна роль. Копирайтер, режиссер и сценарист занимаются поиском смыслов и способов их выражения — это единый процесс во всех творческих профессиях. Все остальное — тонкости ремесла: где-то работаешь с текстом, а где-то с камерой.

Как выглядит ваш рабочий день? Как вы находите новые идеи для рекламных роликов и киносценариев?

«Вспышки озарения», «творческий поток», истории, которые пишут сами себя, — всего этого в моей работе нет. Это такой же труд, как и любой другой. И если комбайнер не может сказать «что-то сегодня не пашется», то и мне стыдновато говорить «что-то сегодня не пишется». Каждый день я просто составляю список дел по всем своим проектам, а потом иду по этому списку так далеко, как получится. Ищу в сети истории на тему, вспоминаю сюжеты из своей жизни, книги, статьи, фильмы — где-то в процессе появляются идеи... Но у комбайнера есть преимущество: он вспахивает одно поле в один отрезок времени. Думаю, многие рекламщики и кинематографисты об этом мечтают, но так не бывает — всегда работаешь над десятком проектов одновременно. Для кого-то это тяжело, а мне нравится переключаться.

Что вас вдохновляет прямо сейчас?

Все вокруг вдохновляет, когда «настроишь оптику». Вдохновляют истории о людях в эпоху пандемии коронавируса. Во время катаклизмов люди проявляют себя настоящих. По-человечески это все тяжело, но для сценариста, извините за невольный цинизм, такие события — подарок.

Вдохновляет кино. Прямо сейчас не выветриваются из головы два фильма: «Тельма» Йоакима Триера и «Одержимая» Анджея Жулавски — я их посмотрел для работы над сценарием хоррора.

Неожиданный на первый взгляд источник вдохновения — мемы в интернете. Это вызов для меня как сценариста: как так точно выбрать слова и образы и расставить их в таком порядке, чтобы всем захотелось ими поделиться? «Мы уронили вообще все, Наташ, честно». Гениально же.

Вы снимали screenlife‑сериал про искусственный интеллект для Яндекс.Такси. Расскажите, пожалуйста, об этом формате.

Screenlife (мультимедийный киножанр, в котором действие разворачивается на экране смартфона или компьютера — прим. ред.) — это такой киноязык про гуманизацию интернет-пространства. Как говорит Тимур Бекмамбетов, который придумал этот формат: во все времена притчи и сказки доносили до людей идеи о том, что в мире хорошо, а что плохо; интернет — отдельный мир, и ему нужны свои истории на актуальном языке.

«Алису» мы снимали традиционными кинокамерами. В сценарии было много ночных смен, а камера смартфона выдает себя больше всего именно при ночном освещении. Но на смартфоны можно и нужно снимать, и в ближайшее время в «Базелевсе» ожидается много таких проектов.

Что касается специфики формата, из-за того что практически весь сериал снят в одном ракурсе, «на героев», история получилась максимально актерской: каждый дубль снимался непрерывно по 3-4 минуты, сплошь средний и крупный планы — за склейками и «восьмерками» (монтажный прием — прим. ред.) не спрячешься. К счастью, кастинг в «Алисе» сложился невероятный: Ира Горбачева, Никита Кукушкин, Александр Георгиевич Филиппенко и другие — плюс команда была отличная. Поэтому и магия историй как будто получилась. Нам так кажется. Зритель скажет точнее.

Сколько нужно времени, чтобы придумать идею?

Самые лучшие идеи приходят быстро, их не обязательно вынашивать месяцами. Идеальное решение задачи может прийти еще во время брифинга, а сценарий — сложиться за один вечер (а уже после — расписываться неделями). Недавно мы с друзьями решили придумать хоррор-альманах. После встречи я шел домой, и мне казалось, что все вокруг может лечь в основу короткометражного ужастика: уборочная машина, которая медленно едет за мной и все равно догоняет, подъезд, съемная квартира... В итоге к вечеру у меня было 13 историй.

На съемочной площадке тоже приходится постоянно генерировать новые идеи и перестраиваться — часто только на съемках мы понимаем, что какие-то фразы не живут в кадре, а какие-то сцены не работают. Быстро придумываем, чем их заменить, и часто итог получается намного лучше, чем в изначальном сценарии. К примеру, шутка из второго эпизода «Алисы» о стендапере «достраивалась» чуть ли не с каждым новым дублем.

Вам часто приходится презентовать людям свои идеи, расскажите, как вы это делаете?

Важно подавать свои идеи и сюжеты так, чтобы любой человек со стороны мог открыть документ и не только понять, о чем речь, но и «увидеть» будущий ролик или фильм. Поэтому я стараюсь упаковывать любой концепт в одну страницу текста, на которой собрано все: логлайн, синопсис, жанр, описание героев. Это хорошее начало, за которым может последовать короткая встреча, переписка в чате и обмен референсами.

В последние годы возникло одно важное изменение в подаче идей: оформлять свои сценарии, заявки и презентации стоит так, чтобы их легко было открыть и прочитать на смартфоне, потому что именно так теперь все и делают.

Как еще смартфон участвует в вашей работе?

Буквально только что сохранял ссылки «на потом» — какие-то очередные короткометражки. В смартфоне все: «зацепившие» скриншоты, книги, музыка (в том числе потенциальные саундтреки для кино), подписки и чаты, чаты и чаты по каждому потенциальному и реальному проекту.

Заметки с идеями — отдельная история: раньше у всех серьезных сценаристов были блокноты для идей, теперь вот заметки. Мои любимые приложения — онлайн-курсы Masterclass, читалка Bookmate, Writer Duet для совместного написания сценариев. Правда, в итоге все равно открываешь игру — ну хоть отвлечься от работы, и то хорошо.

За телефон хватаюсь каждые полчаса: во время просмотра фильма, на улице, особенно перед сном — в это время почему-то больше всего идей. Однажды тянулся вот так к телефону и уснул с вытянутой рукой, так и не записав что-то наверняка гениальное. Теперь бы вспомнить.

Вы тестировали OPPO Find X2. Он хорошо проявил себя в роли креативного помощника?

Честно сказать, я до этого смартфонами на «Андроиде» не пользовался. Мое главное открытие — что они есть, и что они современные и клевые. Что важно для меня: у него хорошая камера и отличная цветопередача. Я только из-за камеры меняю смартфон раз в два года — когда вижу, что у всех в соцсетях вдруг становятся лучше снимки. А еще «ночной режим» здесь не просто название — он реально работает. Понравились интересный дизайн и большой изогнутый экран, но главное, что ежедневную потребность в съемке с ним легко можно удовлетворить.