Иван Петухов — автор сценариев рекламы и кино, режиссер, креативный продюсер. Начинал карьеру в роли копирайтера в рекламном агентстве. В 2013 году, выиграв международный конкурс сценариев Jameson First Shot, снял короткометражный фильм «Подарок» с Умой Турман в главной роли и Кевином Спейси в качестве продюсера.
Сегодня за его плечами собственные короткометражные фильмы «Нет» и «Подвиг», работа в инновационных проектах кинокомпании Bazelevs, сценарии полнометражных фильмов и несколько веб-сериалов. Один из последних проектов Ивана — screenlife-сериал «Алиса», снятый для спецпроекта Medialab Яндекс.Такси.
Иван рассказывает о том, как ему удается совмещать столько профессий, откуда берутся идеи и как кино «глазами смартфона» гуманизирует интернет-пространство.
На самом деле это все одна роль. Копирайтер, режиссер и сценарист занимаются поиском смыслов и способов их выражения — это единый процесс во всех творческих профессиях. Все остальное — тонкости ремесла: где-то работаешь с текстом, а где-то с камерой.
«Вспышки озарения», «творческий поток», истории, которые пишут сами себя, — всего этого в моей работе нет. Это такой же труд, как и любой другой. И если комбайнер не может сказать «что-то сегодня не пашется», то и мне стыдновато говорить «что-то сегодня не пишется». Каждый день я просто составляю список дел по всем своим проектам, а потом иду по этому списку так далеко, как получится. Ищу в сети истории на тему, вспоминаю сюжеты из своей жизни, книги, статьи, фильмы — где-то в процессе появляются идеи... Но у комбайнера есть преимущество: он вспахивает одно поле в один отрезок времени. Думаю, многие рекламщики и кинематографисты об этом мечтают, но так не бывает — всегда работаешь над десятком проектов одновременно. Для кого-то это тяжело, а мне нравится переключаться.
Все вокруг вдохновляет, когда «настроишь оптику». Вдохновляют истории о людях в эпоху пандемии коронавируса. Во время катаклизмов люди проявляют себя настоящих. По-человечески это все тяжело, но для сценариста, извините за невольный цинизм, такие события — подарок.
Вдохновляет кино. Прямо сейчас не выветриваются из головы два фильма: «Тельма» Йоакима Триера и «Одержимая» Анджея Жулавски — я их посмотрел для работы над сценарием хоррора.
Неожиданный на первый взгляд источник вдохновения — мемы в интернете. Это вызов для меня как сценариста: как так точно выбрать слова и образы и расставить их в таком порядке, чтобы всем захотелось ими поделиться? «Мы уронили вообще все, Наташ, честно». Гениально же.
Screenlife (мультимедийный киножанр, в котором действие разворачивается на экране смартфона или компьютера — прим. ред.) — это такой киноязык про гуманизацию интернет-пространства. Как говорит Тимур Бекмамбетов, который придумал этот формат: во все времена притчи и сказки доносили до людей идеи о том, что в мире хорошо, а что плохо; интернет — отдельный мир, и ему нужны свои истории на актуальном языке.
«Алису» мы снимали традиционными кинокамерами. В сценарии было много ночных смен, а камера смартфона выдает себя больше всего именно при ночном освещении. Но на смартфоны можно и нужно снимать, и в ближайшее время в «Базелевсе» ожидается много таких проектов.
Что касается специфики формата, из-за того что практически весь сериал снят в одном ракурсе, «на героев», история получилась максимально актерской: каждый дубль снимался непрерывно по 3-4 минуты, сплошь средний и крупный планы — за склейками и «восьмерками» (монтажный прием — прим. ред.) не спрячешься. К счастью, кастинг в «Алисе» сложился невероятный: Ира Горбачева, Никита Кукушкин, Александр Георгиевич Филиппенко и другие — плюс команда была отличная. Поэтому и магия историй как будто получилась. Нам так кажется. Зритель скажет точнее.
Самые лучшие идеи приходят быстро, их не обязательно вынашивать месяцами. Идеальное решение задачи может прийти еще во время брифинга, а сценарий — сложиться за один вечер (а уже после — расписываться неделями). Недавно мы с друзьями решили придумать хоррор-альманах. После встречи я шел домой, и мне казалось, что все вокруг может лечь в основу короткометражного ужастика: уборочная машина, которая медленно едет за мной и все равно догоняет, подъезд, съемная квартира... В итоге к вечеру у меня было 13 историй.
На съемочной площадке тоже приходится постоянно генерировать новые идеи и перестраиваться — часто только на съемках мы понимаем, что какие-то фразы не живут в кадре, а какие-то сцены не работают. Быстро придумываем, чем их заменить, и часто итог получается намного лучше, чем в изначальном сценарии. К примеру, шутка из второго эпизода «Алисы» о стендапере «достраивалась» чуть ли не с каждым новым дублем.
Важно подавать свои идеи и сюжеты так, чтобы любой человек со стороны мог открыть документ и не только понять, о чем речь, но и «увидеть» будущий ролик или фильм. Поэтому я стараюсь упаковывать любой концепт в одну страницу текста, на которой собрано все: логлайн, синопсис, жанр, описание героев. Это хорошее начало, за которым может последовать короткая встреча, переписка в чате и обмен референсами.
В последние годы возникло одно важное изменение в подаче идей: оформлять свои сценарии, заявки и презентации стоит так, чтобы их легко было открыть и прочитать на смартфоне, потому что именно так теперь все и делают.
Буквально только что сохранял ссылки «на потом» — какие-то очередные короткометражки. В смартфоне все: «зацепившие» скриншоты, книги, музыка (в том числе потенциальные саундтреки для кино), подписки и чаты, чаты и чаты по каждому потенциальному и реальному проекту.
Заметки с идеями — отдельная история: раньше у всех серьезных сценаристов были блокноты для идей, теперь вот заметки. Мои любимые приложения — онлайн-курсы Masterclass, читалка Bookmate, Writer Duet для совместного написания сценариев. Правда, в итоге все равно открываешь игру — ну хоть отвлечься от работы, и то хорошо.
За телефон хватаюсь каждые полчаса: во время просмотра фильма, на улице, особенно перед сном — в это время почему-то больше всего идей. Однажды тянулся вот так к телефону и уснул с вытянутой рукой, так и не записав что-то наверняка гениальное. Теперь бы вспомнить.
Честно сказать, я до этого смартфонами на «Андроиде» не пользовался. Мое главное открытие — что они есть, и что они современные и клевые. Что важно для меня: у него хорошая камера и отличная цветопередача. Я только из-за камеры меняю смартфон раз в два года — когда вижу, что у всех в соцсетях вдруг становятся лучше снимки. А еще «ночной режим» здесь не просто название — он реально работает. Понравились интересный дизайн и большой изогнутый экран, но главное, что ежедневную потребность в съемке с ним легко можно удовлетворить.