Филипп Лейтес — основатель популярной сети точек с кофе навынос «Правда кофе».
Свой бизнес Филипп начал в 2010 году — с покупки аппарата для обжарки зерен, бизнес-плана на одну страницу А4 и скромных инвестиций родителей. Сегодня у него 85 кофеен и бизнес по обжарке.
Филипп рассказал, как превратить простой эксперимент в успешный проект и почему самая удачная идея — та, что пришла спонтанно.
Как и большинство других мелких и средних бизнесов — тяжело. Мы закрыли все наши точки, команду я попросил уйти в отпуск. Сложно сказать, сколько еще мы протянем в таком режиме.
Сейчас единственное, что я реально могу сделать, — договориться с арендодателями на новые условия. Надо сказать, что большинство уже пошли нам на уступки. Тех, кто не сделал скидку, осуждать не могу, потому что арендодатели тоже в сложной ситуации, у многих кредиты, на которые им не дают отсрочку.
Кое-какие продажи сейчас есть только у нашего второго бизнеса по производству кофе. Хотя и по нему ударила ситуация с вирусом и падение курса. В общем, все сейчас непросто.
Есть две причины. Первая — кофе плохо подходит для доставки. В лучшем случае клиент получит напиток через 15 минут. Вкус к этому моменту будет уже совсем другой.
Вторая причина — у нас невысокие цены, а операторы доставки берут комиссию 25 процентов. Для нас это просто нерентабельно. Повышать же цены на кофе не имеет смысла, люди сейчас стараются экономить.
Я с детства любил кофе. Впервые попробовал его, когда мне было лет шесть. Я тогда жил в Петербурге, и папа водил меня на дзюдо. Если я хорошо занимался, мы заходили после тренировки в пышечную: там из такого большого чана нам наливали кофе. Это был отличный стимул тренироваться.
Потом долгое время у меня было довольно примитивное отношение к кофе: было все равно, что пить, — растворимый, молотый. По-другому посмотреть на этот напиток мне помогла работа в одной сетевой кофейне. Вообще, я сначала хотел стать барменом. Но чем ближе знакомился с профессиональным приготовлением кофе, тем больше меня это увлекало. Так что скоро я понял: варить кофе интереснее, чем делать коктейли. С алкоголем проще: если следовать рецептуре, у человека в Москве и Лондоне получатся одинаковые напитки. А кофе — живой. На него влияют погодные условия, обжарка, способ приготовления. Один и тот же кофе два человека приготовят все равно чуть-чуть по-разному.
Я всю сознательную жизнь хотел иметь свое дело. Когда кофе стал не просто увлечением, а важной частью жизни, я стал думать над бизнес-планом. Тогда еще пользовались популярностью передвижные точки с хот-догами и другим фастфудом. Я хотел открыть что-то подобное, но с профессиональными кофемашинами и пончиковыми аппаратами.
Правда, пока думал, где взять деньги, эти точки стали закрывать. Тогда я решил посмотреть в сторону обжарки. Начинал в одиночку, с бизнес-планом на листе А4. Сейчас смешно про это вспоминать. Но, поскольку я по-настоящему горел идеей, родители решили меня поддержать и помогли с первоначальным капиталом.
Жарить я, конечно, не умел. Информации тогда было мало, поэтому учился сам, методом проб и ошибок. Сначала зерно никто не хотел покупать — чтобы заработать хоть что-то, приходилось сдавать в аренду обжарочный аппарат. Первые продажи пошли только через год, люди стали приходить по рекомендациям.
А в 2012 году я решил попробовать новый формат — открыть точку с кофе навынос. Это был чистой воды эксперимент. Я подумал, что остатки кофе после обжарки можно отдавать в кофейню и продавать напитки за минимальную цену. Арендовал киоск на улицы Правды за 7 тысяч и начал варить капучино за 50 рублей.
С названием все не так просто. Сначала мы должны были называться «Кофе точка». Нам даже знакомая девочка-дизайнер сделала фирменный стиль. Но уже перед отправкой стаканов в типографию я решил загуглить, нет ли такого названия у кого-то еще. Оно, конечно, было.
Решили, что так не пойдет. Собрались с командой на мозговой штурм и как-то очень спонтанно пришли к названию «Правда кофе», во-первых, потому что первую точку мы открыли на улице Правды, во-вторых, потому что у нас правдивая цена. А логотип в итоге нарисовала моя жена.
Мне кажется, это зависит от человека. В бизнесе творчество — это придумывать стратегию развития компании. Мне это нравится. Но есть и другой подход. Кто-то хорошо дружит с цифрами, для них бизнес — это прагматичный расчет, KPI и аналитика.
Да, все так. У первых пяти кофеен, которые мы открыли, даже вывески не было — просто окошечко. У меня был принцип — минимум вложений. Все деньги я старался тратить на оборудование для приготовления напитков и зерно. Хорошее качество напитка по суперадекватной цене — само по себе хороший маркетинг, у нас быстро появились постоянные гости, они советовали нас друзьям, коллегам.
Например, в прошлом году мы делали летнее меню. На дегустации напитки показались банальными, и я все забраковал. А потом совершенно спонтанно придумалась коллаборация с «Ред Булл». Мы с командой стали развивать эту идею и придумали напиток: лед, двойной эспрессо, персиковое пюре и энергетик. Знаю, звучит ужасно, но получилось вкусно. Я сам летом пил этот напиток, и он отлично продавался.
У меня есть команда, четкие процессы, стандарты качества. Так что необходимости непосредственно вмешиваться в работу точек, каждый день к 10 утра ездить в офис у меня нет.
Что касается бизнес-показателей, у нас хорошо настроена аналитика. Статистика по кофейням есть у меня в телефоне. Я в любой момент могу посмотреть все цифры. Также в любом месте с телефона я смогу сделать платежи, проверить контрагентов. Даже записи видеокамер из каждой кофейни могу посмотреть.
Да, много. Вот сегодня прошла половина дня, а уже 5 часов экранного времени. Мне это скорее не нравится, я чувствую какую-то зависимость. Доходит до абсурдного: бывает, беру телефон с собой в душ. Очевидно, что если мне позвонят, я все равно не отвечу, но расставаться со смартфоном некомфортно. Иногда даже думаю, не пора ли вернуться к кнопочному телефону.
Важно, чтобы он был простым и интуитивно понятным. Имеет значение внешний вид — я сторонник минимализма, мне нравится лаконичный дизайн.
Безусловно, важна камера. Хотя к фотографиям на телефон у меня сугубо практичный подход: камера нужна не для художественных кадров, а чтобы быстро зафиксировать информацию. У меня в телефоне около 19 тысяч фотографий, из них фотографий 100 — попытки сфоткать что-то концептуальное. Остальные — просто информация. Могу сфоткать что-то, чтобы не забыть. Например, билборд, который меня заинтересовал.
Я много лет пользуюсь айфоном, поэтому первое время меню казалось непривычным. Но через полтора часа освоился. Как я уже говорил, для меня важна камера, так что тестировал в основном ее. Попробовал снимать одни и те же предметы на свой телефон и на OPPO — мой смартфон проиграл. Резкость и четкость фото у OPPO выше. Еще удивил зум: качество изображения остается приличным даже при очень сильном приближении.